Ко Дню рождения Великого Мастера

Имя Мстислава Ростроповича в музыкальном мире значит то же самое, что Марк Шагал и Пабло Пикассо в живописи, Андрей Тарковский и Лукино Висконти в кино, Михаил Булгаков и Хорхе Луис Борхес в литературе. Иными словами, это великий музыкант ХХ столетия, который в полной мере выразил это драматическое столетие в своём искусстве. Ещё в начале пятидесятых годов Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович ощутили в юном виолончелисте могучую стихию, способную передать все оттенки человеческих чувств от тончайшей лирики до исступлённого трагизма.

Но этот человек жил не только искусством. Он словно нёс ответственность за судьбу всего мира. Именно он, напрямую рискуя своей карьерой и материальным благополучием, вступился за опального и преследуемого властями Александра Солженицына. Узнав о падении Берлинской стены, он первым же самолётом вылетел из Америки в Германию, чтобы игрой на своём любимом инструменте отметить теперь уже полное окончание Второй мировой войны.

По «первому зову сердца» Мстислав Леопольдович прилетел на защиту Белого Дома в Москве.

Жизненных подвигов на счету этого легендарного музыканта не счесть, не говоря уже о подвигах в художественном пространстве, которыми он прославлял по всему миру и свою страну, и великолепие искусства.

Описать словами игру большого исполнителя нелегко – столь много тонких и эстетически оправданных нюансов таит его инструментальная палитра. Одно остаётся неизменным – вся полнота эмоций, выраженная звуком, рождается на самом острие его глубинной человеческой природы. Это и тайна, и не тайна, так как в подлинно художественной интерпретации воплощается сама жизнь с её бесчисленными и судьбоносными связями.

Для воронежцев имя Мстислава Ростроповича дорого по-своему. Как известно, его дед и его отец до революции были нашими земляками и становление музыкальной культуры города немыслимо без их непосредственного участия. Дом, в котором проживала семья Ростроповичей в Воронеже, стоит до сих пор. И юный будущий гений гостил здесь у бабушки.

Воронежцы увековечили память об этой замечательной семье, дав имя Ростроповичей старейшему учебному заведению города – Воронежскому музыкальному училищу (ныне колледжу). В XXI веке Мстислав Леопольдович трижды посещал Воронеж с большой культурной миссией. В 2002 году музыкальное училище как раз обретало имя Ростроповичей, а сам маэстро обретал знания о глубоких воронежских корнях и воронежской истории своей семьи. Именно тогда он впервые сказал «Наше музыкальное училище…Я горжусь нашим училищем», что не раз затем повторял по разным поводам.

Судьбоносные приезды Мстислава Ростроповича в 2002, 2004 (к столетию основания училища), 2006 годах были событиями уникальными по своей значимости и силе воздействия.

Услышать маэстро, который так близко общался с выдающимися композиторами, художниками, писателями, дирижёрами, президентами, королями и королевами, даже с самим Римским Папой, увидеть его одухотворённое лицо, излучающие свет глаза, дирижёрские жесты, режиссёрские находки – это ли не счастье для любого серьёзного музыканта.

В разные годы он дарил колледжу свои уникальные мастер-классы. Несколько комментариев, скупых, но эмоционально точных движений – и студенческий оркестр училища вдруг обретает новый «ростроповический» звук: у него начинает просматриваться вся звуковая перспектива авторской партитуры. Студенты те же, но преображение поразительно!

Квартет, составленный из лучших струнников Российской академии музыки имени Гнесиных и руководимый самим Валентином Берлинским, узнаёт из пояснений маэстро на

мастер-классах в зале Воронежского музыкального училища нечто столь значительное, что коренным образом меняет первоначально задуманную ими трактовку Восьмого квартета Дмитрия Шостаковича. И это не случайно. Ростропович и Шостакович, несмотря на значительную разницу в возрасте, были близкими друзьями, дружба которых основана на высочайшем уровне профессионального мастерства.

Теперь молодые музыканты будут играть Восьмой квартет с совершенно другим – глубоким и исторически достоверным чувством.

Этот мастер-класс в декабре 2006 года, как и весь его приезд, был настоящим подвигом, так как Мстислав Леопольдович уже тяжело и неизлечимо болел. Но принять участие в праздновании 100-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича, юбилейном концерте в музыкальном училище, в открытии мемориальной доски он считал своим долгом.

Символично, что последняя большая пресс-конференция Мстислава Ростроповича для художественной интеллигенции города была организована Михаилом Носыревым в зале кинотеатра «Спартак». Именно здесь в декабре 1933 года Дмитрий Шостакович играл свой недавно написанный Первый концерт для фортепиано с оркестром (дирижировал Александр Гаук). В память об этом событии в кинотеатре состоялся уникальный показ фрагмента из немого фильма Козинцева и Трауберга «Новый Вавилон» (1929). Дмитрий Шостакович создал полномасштабную оркестровую партитуру к этому фильму, что предвосхитило эпоху звукового кинематографа. Живой симфонический оркестр под руководством Юрия Андросова аккомпанировал действию, разворачивающемуся в фильме.

На конференции прозвучало много злободневных вопросов и запомнилось то, как откровенно и ёмко говорил Мстислав Леопольдович о сложных проблемах культуры на современном этапе, об ответственности власти за судьбы творцов и их творений.

Для преподавателей и студентов Воронежского музыкального училища общение с великим мастером расширило художественное пространство музыкального и духовного мира. Он словно передал нам часть своего уникального таланта, высочайшей культуры, скромности и невероятной доброты. Встречи дали импульс к творческому подъёму, осуществлению новых планов.

Мстислав Леопольдович Ростропович украсил и приподнял своим подвижничеством культуру нашего города, дал воронежцам почувствовать себя полноценными участниками мировой истории искусства, часть которой великий музыкант всегда носил в себе.